Фолк-парад - Статья: "Календарь": "У нас нет песен, которые можно не слушать" (гр. "Календарь")

Добро пожаловать на Фолк-парад - Форум. Войдите или зарегистрируйтесь.

Коллективы

Справка

Музыканты

Дискография

Песни

Концерты

Фотогалерея

Публикации

Новости

Форум

Парад ансамблей

ПЕСНЯРЫ.com

Добавлено: 25.12.2013
Автор редакции: Олег Верещагин

Поиск по сайту:


Ignes Fatui - Блуждающие огни
Marga Muzika
Myllärit
Osimira
Reelroadъ
The Dartz
Tintal
Алевтина
Анна Пингина
Ветер воды
Вилы
Губерния
Дарвинион
Добраночь
Добрый Шубинъ
Дорога Водана
Живая вода
Ива Нова
Календарь
Корни озёр
Мельница
Минус Трели
Пелагея
Полынья
Разнотравие
Северо-Восток
Седьмая вода
Тиль Уленшпигель
Тол Мириам
Тролль гнёт ель
Ярилов зной

Яндекс.Метрика

Календарь:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение

Для добавления и изменения информации на сайте необходимо авторизоваться на форуме.

"Календарь": "У нас нет песен, которые можно не слушать". - Этносфера, № 10/2011, 15.10.2011

Порой, когда смотришь на буйное цветение молодой фолк-роковой поросли, в голову приходит совершенно противоположная ходу развития ситуации мысль: «Хорошие люди пропадают в фолк-роке!». Пропадают, буквально запихивая себя в рамки инфантильного фэнтэзийного рочка с его сказочками для больших маленьких детей и пониманием народной музыки исключительно как плясовой. А ведь есть попытки выйти из хоровода заученных поз.

«Календарь» - один из немногих ансамблей, который сумел решить эту проблему путём непрерывного взрастания над собственными возможностями и ограничениями жанра.
Лидер «Календаря» Марина Грашина — душа неспокойная, своих музыкантов теребит и ведет за собой вперёд и вверх. Во многом благодаря ее активности «Календарь» не повторяет прошлых дней, а живёт в каждом дне, как в новом дне. Вместе с «Календарём», что, наверное, важней всего, растут и развиваются его поклонники; специально для них музыканты придумали свой собственный формат концертов — кон- церт-беседу. Хотя тут я забегаю далеко вперёд в истории группы «Календарь», а начинать надо с самого начала.

- У нас очень необычная история, - рассказывает Марина. - Я, пожалуй, не знаю ещё такой группы на фолк-рок - сцене, которая бы столько раз меняла свой состав, пока он не пришёл к какому-то равновесию. До первого диска, который мы выпустили в 2005-м, нас всерьёз группой назвать можно было с трудом. Публика эти песни любит больше, чем наши новые. Мы тогда петь не умели, играть не умели. Зато у нас уже была идеология. Идеология родилась раньше, чем мы научились играть музы-ку. С одной стороны, мы пытаемся музыкальными средствами передать некоторые основополагающие принципы традиционной североевропейской культуры. При этом полагаем, что славяне, кельты или скандинавы - это культура одного поля, одного рода. Мы верим в то, что в традиции можно найти силу, источник духовности. И не надо за этим идти в Индию или в Китай.

При том, что мы верим в традицию, как в источник силы, из которого можно черпать вдохновение, мы категорически не верим в стопроцентную реконструкцию. Есть люди, которые говорят, что если традиция хороша, то давайте вернемся назад, в пещеры. Эти люди под традицией понимают всё, что было не ближе, чем энное количество веков назад. Мы считаем, что традиция - это живая система, и она меняется вместе с людьми. Сейчас у нас есть компьютеры, электронные инструменты и бог знает какая история цивилизации. Отрицать ее - глупо.

Основной принцип язычества, которое суть традиционная религия, - это то, что человек существует в гармонии с внешним миром. У нас внешний мир вот такой, с огромным количеством багажа классической и эстрадной, роковой и джазовой музыки, который был накоплен между моментом начала формирования фольклора и сегодняшним моментом. И весь этот багаж нужно использовать. Чем больше мы можем использовать, тем лучше: первый принцип нашей идеологии - в интеграции. Поэтому второй принцип нашей идеологии - не стесняться никаких музыкальных средств. Мы начинали исключи-тельно с акустическими инструментами, а сейчас, к примеру, мы не представляем жизнь без нашего клавишника Антона Ёлкина. Если б мне кто-то три года назад сказал, что у нас появятся клавиши!

Следующая характеристика нашей идеологии - и к этому мы пришли сравнительно недавно - то, что мы начали работать с вокалом профессионально. До 2008-го у нас не было ни одного профессионального вокалиста. А потом у нас появился Сан Саныч Салтыков - профессиональный хормейстер. Он сначала поставил голос мне, а потом начал строить всех.

Таким образом, можно сказать, что есть четыре стороны традиционности, которые мы используем. Первая сторона - это то, что мы зрим в корень и помним о традиции, которая была. Вторая сторона - это то, что мы принимаем мир таким, каков он есть сегодня. Третья сторона - это работа с голосами. Голос - это особый, очень важный и глубокий инструмент, позволяющий трансформировать человека и работать с высшими силами. И об этом наши люди, которые играют на сцене, очень часто забывают. О том, что с голосом связаны священные ритуальные шаманские практики и голос - это один из самых эффективных инструментов духовного развития. Четвёртая же сторона, о которой я ещё не говорила, - это то, что мы работаем над смыслами и текстами песен. В традиции есть два типа музыки - хоровая, которая обезличена по сути: шесть бабушек входят в одно состояние и создают некую общую реальность. А есть авторская музыка: менестрели, скоморохи - в разные века их по-разному называли. Но авторская музыка тоже может быть традиционной! Барды - это тоже традиция. Поэтому нам очень важны тексты и смысл песен. И это для нас настолько важно, что, например, мы не играем концерты там, где не слышно то, что мы поем. У нас нет песен, которые можно не слушать.

«Календарь» - это больше, чем просто группа. «Календарь» - это большое количество людей вокруг, которые пишут нам тексты, рассказывают о нас сказки и байки, делают рисунки, обложки альбомов и дизайн афиш, шьют костюмы. Сейчас мы вышли на формат концертов-бесед, где наши песни чередуются со вставками игровыми, обрядовыми, ритуальными, а также с небольшими лекционными и дискуссионными вставками. Первый цикл концертов-бесед посвящён традиционным календарным точкам в славянской, скандинавской и кельтской традиции - по следам нашей вышедшей год назад книги по традиционным календарным системам. Эта тема в связи с названием и основной идеей группы для нас всегда актуальна. И Юра Андрейчук там не только поет, он декламирует Старшую Эдду и Талессина, рассказывает о кельтской обрядности. Он великолепный декламатор, у него прекрасная речь.

С другой стороны, мы очень хотели, чтобы у нас была стыковка с настоящим фольклором. Лада Филимошкина - человек очень творческий, она не просто реконструктор, она сама занимается поиском фольклора, отыскивает редкие вещи, обрабатывает их, приносит в группу. Кроме огромного опыта работы с фольклором, а также практики использования народных песен в реальных обрядах, в своей родноверческой общине «Родолюбие» и в объединении «Велесов круг», у Лады большой стаж работы с классическим вокалом, чисто джазовое чувство ритма и великолепная фантазия. Для Лады это тоже поле для творчества, когда фольклор можно связывать с более современными формами.

- Как воспринимала публика перемены в музыкальном «поведении» «Календаря»?

- Это был очень забавный момент. В 2008-м мы презентовали «За грань» и играли песни с этого диска и близкие к ним. И у меня был потрясающий когнитивный диссонанс, потому что я вся уже была не там. Мне было уже скучно с этими достаточно простыми роковыми темами, где нет никакого раздолья для голоса. В этот момент у меня вся голова была впереди, в альбоме «Реки Богов», который появился только через два года - все это время мы его вынашивали. Наши «классические» поклонники очень неоднозначно «Реки Богов» восприняли, очень. Потому что это музыка, над которой нужно думать. Не только над текстами, но еще и над музыкой. Я не считаю, что мы сделали идеально, каждый из нас скажет, что можно было сделать существенно лучше. Через год, на концертах, мы эти же песни уже по-другому играли. Но это на голову выше с точки зрения работы с музыкой, голосами и даже - отчасти! - с текстами, чем предыдущий альбом. Хотя последнее спорно и касается, пожалуй, в первую очередь «Реки» и «Сокола». Зато как же я радуюсь, когда нахожу в Сети очередного человека, которому из наших песен нравится в первую очередь «Река»! Я даже как-то нашла чудесную фэнтезийную зарисовку по мотивам этой песни - кстати, с очень глубоким пониманием текста...

Это для всех нас был вызов: ритмически - сложно, музыкально - сложно, вокально - сложно. Всем пришлось подняться над собой, чтобы «Реки Богов» записать. И в этот момент я поняла, что требования фолк-рока меня ограничивают. Они в чем заключаются? Должен быть драйв. Драйв многими людьми понимается как наличие крика, что-то, что можно слушать под пиво, петь у костра хором, подо что можно попрыгать. Я не отрицаю, у меня бывает иногда такое настроение. Но в музыке я этим настроением ограничиваться уже не хочу и не могу. «Реки Богов» - это мелочь! Вот что мы сейчас делаем! В песне «Пять черточек на бересте» три перемежающихся размера; это, кстати, откровенное влияние Михаила Посадского (экс-«Разнотравие»), который в работе над новым диском помог нам по-новому переосмыслить ритмическую специфику традиционной и обрядовой музыки... Так что, если кто меня спросит, какой это стиль, честно скажу: не знаю. Что это - джаз, арт, рок, фолк, классика - не имею понятия, все переплетается, и мне именно это интересно сейчас.

- Каков ваш опыт непосредственного общения с традиционной культурой? Как вы пришли к ней?

- Пришла странно, потому что историей никогда не интересовалась, тем более родной историей, и вообще в классических определениях всегда была западником. Случай сначала столкнул меня с Велеславом (Ильей Черкасовым), одним из признанных на сегодня лидеров неоязыческого возрождения; тогда он был еще молод, но уже потрясающе сильно умел проводить и доносить до людей ощущение славянской традиционной веры. Тогда это было действительно больше просто ощущение, книг было написано еще очень немного, он и другие такие же энтузиасты просто пробовали сами, базируясь исключительно на собственной интуиции, «дорасти до корней» настоящей традиции. Да, изучали фольклор и книги Рыбакова, но в основном шли за счет личной Силы, ярости и вдохновения...

У нас в своем роде произошел творческий обмен: Велеслав начал рисовать, я же написала целый сборник стихов по славянской тематике - и первые песни «Календаря». Это было в 1999 году... Потом мы нашли друг друга с Антоном Платовым, известным традиционалистом и писателем, который, в частности, первым в России начал писать о рунах; мы образовали свое традиционалистское объединение - «Дом Ясеня», и в течение десяти лет мы старались научиться жить в традиции. Это были десять лет прекрасных поисков, проб и ошибок, интересных экспериментов, причем искали мы и у славян, и у кельтов, и у скандинавов, и у балтов - мало кто знает, что Литва одна из двух стран в мире, где язычество является официальной религией, и Криве Кривейтис Литвы Йонас Тринкунас - наш хороший друг и партнер ряда наших проектов.
За эти десять лет мы провели десятки календарных обрядов, фестивалей традиционной музыки, создали Балто-славянский форум с нашими друзьями из Литвы и Белоруссии, провели десятки экспедиций, исследуя священные и обрядовые места в Калининградской области, на Севере, на Куликовом поле, в Центральной России. Сейчас у нас есть наше капище, далеко, на Селигере, - ему уже восемь лет, есть традиционные календарные праздники, которые мы отмечаем каждый год, и принятые форматы празднования, есть целые семьи, которые выросли внутри Дома, и дети, которые родились благодаря Дому. Книга, которую мы написали с Добромиром, - «Языческий календарь. Миф, обряд - образ», во многом повествует именно об этом десятилетнем пути экспериментального постижения нами традиции...

- Знаю, что и на этом поле вашей деятельности не заканчивается.

- Да, мы также организуем фестивали и праздники и занимаемся обучением и консалтингом, мы соединяем идеи традиционной культуры и современного менеджмента, у нас есть Фонд развития традиционной культуры, есть «Дом Ясеня», есть консалтинговая компания, есть магическая школа «Нордхейм», и во всех этих направлениях мы стараемся проводить основной принцип традиции: целостность. Мир традиции - интегрален; в нем не может быть отделения твоей работы от твоей жизни, противоречия между друзьями и сотрудниками, в традиционном мире нет понятия хобби; вся твоя жизнь - это целостная картина, на которой каждый штрих имеет свое значение. Мы учимся этому через все наши виды деятельности, потому что, к сожалению, когда непосредственная передача утрачена, единственное, что можно сделать, - строить эту целостность заново, опираясь на свою интуицию и будучи в любой момент времени гото-вым признать свою ошибку и изменить что-то, что делает общую картину дисгармоничной.

Это сложный путь, но я искренне желаю его всем, кто хочет по-настоящему ощущать, что он живет...

Беседовал Алексей АНЦИФЕРОВ

   
Календарь:СправкаМузыкантыДискографияПесниКонцертыФотогалереяПубликацииНовостиОбсуждение